Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Роль малых инновационных предприятий в экономике переоценить сложно, их можно назвать двигателем экономического развития, так как они могут создавать как новые продукты, так и, являясь лидерами в реализации радикальных инноваций, могут приводить к технологическому прорыву в отрасли.
МИП могут открывать для страны новые перспективы в случае их успешного развития, роста, и последующей трансформации в крупные компании. Примером могут стать такие компании, как Apple, Microsoft, Amazon, Intel, крупнейшие сегодня компании, которые из небольших стартапов выросли во всемирно известные и ставшие лидерами в отрасли.
Таким образом, даже несмотря на то, что большинство малых инновационных предприятий терпят крах, та часть из них, что выживает, в перспективе может оказывать существенное влияние на рост экономики страны, вносить важный вклад в создание рабочих мест, а также способствовать пополнению бюджета страны через налоговые поступления.
Также МИП могут создавать новые продукты, технологии, решать еще нерешенные потребности потребителей, будь то компании или обычные люди. Малые инновационные предприятия позволяют находить решение даже таких мировых проблем, которые, например, связаны с исчерпанием не возобновляемых ресурсов (возобновляемая энергетика), или улучшением качества жизни.
Вопросы правового регулирования финансовой поддержки малого и среднего бизнеса и, в целом, развития малого и среднего предпринимательства являются предметом исследований многих представителей юридической науки. Особо отметим работы в данной области правового регулирования таких известных ученых, как: Арутюнян К.Н. , Глинова Т.А. , Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. , Ляшевич И.А.
Вопросы финансового, правового и имущественного обеспечения деятельности малого и среднего бизнеса отражены в исследованиях таких авторов, как: Горфинкель В.Я. , Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. , Наумов В.Н.
Некоторые вопросы деятельности инфраструктурных субъектов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства были рассмотрены в работе Ильина И.Е. , Брижаниной Т.В. , Гибловой Н.М. .
Некоторые вопросы совершенствования системы государственной поддержки и системы государственного регулирования, а также совершенствования механизма инфраструктурной поддержки малого и среднего бизнеса были рассмотрены в исследованиях представителей экономической науки: Леликовой Н.А., Конвисаровой Е.В. , Мацаева Е.В. , Москвитиной Е.И.
Объектом исследования в работе являются институты государственной поддержки малого инновационного бизнеса.
Предмет исследования – деятельность институтов государственной поддержки малого инновационного бизнеса.
Цель данной работы – выявить направления институциональной поддержки малого инновационного бизнеса со стороны государства.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
раскрыть роль инноваций в современной экономике;
изучить малый бизнес как субъект инновационной деятельности;
рассмотреть правовое регулирование;
охарактеризовать формирование институтов поддержки малого инновационного предпринимательства;
рассмотреть бюджетно–налоговые механизмы поддержки малого инновационного бизнеса.
Теоретико-методологической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных авторов в области общей теории управления, рыночной экономики и предпринимательства, национальной экономики, государственного регулирования предпринимательства, методологии оценки деятельности государственного сектора.
Эмпирической основой для анализа послужили данные отчетности о реализации программ поддержки малого бизнеса; данные заключений о целесообразности оказания помощи субъектам малого предпринимательства в рамках региональных целевых программ; показатели экономической эффективности организаций, обратившихся за государственной помощью; данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации.
В качестве методов исследования использовались следующие: контент – анализ, исторический, статистический анализ, общелогический метод, структурно – функциональный метод, приём графической интерпретации информации.
Объем и структура работы определены целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования малого инновационного предпринимательства
1.1 Роль инноваций в современной экономике
На сегодняшний день экономика промышленно развитых стран характеризуется как инновационная. При этом особое внимание стоит обратить на проблему оценки и целесообразного применения инновационного потенциала не только всей страны, но и ее отдельно взятого региона. Россия не является исключением, так наша страна переходит на инновационный путь развития. Инновация – это новшество, которое внедрено или внедряется и обеспечивает увеличение производительности процессов, а также повышает качество производимой продукции, востребованное рынком .
Сегодня под инновациями мы понимаем процесс создания или усовершенствования продукции, услуг и решений, в результате внедрения которых появится в дальнейшем положительный практический эффект в экономической, социальной, экологической или научно-технической сфере. Роль инноваций с каждым годом становится более значимой и связано это с двумя факторами: во-первых, самой природой рыночных отношений; во-вторых, потребностью глубоких качественных преобразований в области экономики России, чтобы встать на пусть устойчивого роста. Именно инновации и инновационные продукты имеют существенную значимость для производства .
Такие инновации в полной мере модернизируют производственную организацию, который подвержен сильному моральному и физическому износам на отечественных предприятиях, а, также, эффективности всего сегмента производства. К подобным инновациям можно отнести, в первую очередь, новую технику, технологии и передовые системы .
Внедрение инноваций происходит практически во все сферы: экономика, медицина, информационные технологии, инфраструктура, наука и образование, социальная сфера. За счет инноваций трансформируется экономика всей страны и государство может в ближайшем будущем выйти на абсолютно новый уровень реализации концепции устойчивого развития. Однако возникает ряд рисков, которые препятствуют инновационному развитию региона.
Например, технологическое отставание, инфраструктурные и институциональные ограничения, проблемы с финансированием, дефицит трудовых ресурсов, усиление конкуренции, негативные тенденции в развитии человеческого потенциала. Сложно бывает избежать риски, но минимизировать их возникновение и дальнейшие негативные последствия является важным этапом в процессе создания любого проекта .
Инновационный социально ориентированный сценарий развития региона предполагает повышение его конкурентоспособности, создание новых отраслей экономики, интеграции общества (смешиваются разные культуры), повышение образованности граждан (благодаря новым продуктов это становится намного доступнее), повышение уровня дохода населения, превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста, повышение качества производимых продуктов. В современных условиях инновационное развитие региона осуществляется за счет совокупности инноваций по ключевым направлениям:
критические технологии экономики региона, обладающие существенным вкладом человеческого капитала и снижением удельного веса материальных затрат;
институциональные технологии – как в качестве генерирующих, импортирующих и поддерживающих правил и алгоритмов;
инновационная культура, обусловленная комплексным внедрением и всесторонним освоением новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности.
Для эффективного функционирования инновационной системы в регионе согласно обозначенным целям необходима реализация следующих направлений:
создание системы организации и проведения мониторинга инновационной инфраструктуры, подготовка высококвалифицированных кадров для научно-инновационной деятельности;
создание профессиональных центров, которые будут отвечать за разработку рациональных бизнес-планов для будущих инновационных проектов;
привлечение на территорию региона отечественных и международных компаний, которые смогут вывести на новый уровень технологическое оснащение предприятий региона .
В последних результатах Глобального инновационного индекса (ГИИ-2022), проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, Россия заняла 47-е место среди 132 стран, ранжированных по уровню инновационного развития. Это свидетельствует о демонстрации страной укрепления своих позиций в показателях результативности.
Стоит отметить, что рейтинг был модифицирован, включив большее количество анализируемых стран и корректировку методологии оценки показателей. Несмотря на это, позиции России в ГИИ остаются стабильными и варьируются в пределах 45-47-го места в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117–ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2000. – № 32. – Ст. 3340.
4. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209–ФЗ (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 31. – ст. 4006.
5. Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 26 (часть I). – ст. 3378.
6. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015–1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ред. от 29.12.2022) // Российская газета. – 1993. – № 6. – 12 января.
7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
8. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»// Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
9. Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
10. Арустамян Е.С. Перспективы развития малого бизнеса в РФ // Экономические науки. – 2022. – № 2. – С. 7-13.
11. Арутюнян К.Н. Понятие и содержание административно-правового регулирования в сфере малого предпринимательства // Право и жизнь. – 2022. - № 4. - С. 32-37.
12. Беспалов М. В. Особенности развития предпринимательской деятельности в условиях современной России. - М.: ИНФРА-М, 2022. - 232 c.
13. Брижанина Т.В. Малый бизнес: суть, преимущества, развитие // Вестник Челябинского государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 32-37.
14. Валиева И.Л., Гогицева Е.Б., Цомаева М.Р. Государственная поддержка малых предприятий // Актуальные вопросы экономических наук. – 2022. – № 41. – С. 7-11.
15. Гиблова Н.М. Как помочь малому и среднему бизнесу? // Банковское кредитование. – 2022. – № 3. – С. 28-32.
16. Глинова Т.А. Проблемы развития малых предприятий в России // Концепт. – 2022. – № 8. – С. 1-6.
17. Горфинкель В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2022. – 349 с.
18. Ильин И.Е. Малый бизнес в России: проблемы и перспективы // Банковское кредитование. - 2022. - № 2. - С. 42-46.
19. Ксанаева М.Б., Аликаева М.В. Современные тенденции в развитии малого бизнеса // Российское предпринимательство. – 2023. – № 4. – С. 26-32.
20. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. История и современные тенденции развития малых предприятий в России // Успехи современного естествознания. – 2022. - № 1. – С. 496-498.
21. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном этапе // Журнал российского права. – 2022. – № 5. – С. 62-66.
22. Мацаев Э.В. Проблемы управления малым и средним бизнесом в России и некоторые пути их решения. – М: Юстицинформ, 2022. – 453 с.
23. Митрофанова И.А., Эрентраут А.А. Налогообложение малого бизнеса в России и за рубежом: реалии и прогнозы // Молодой ученый. – 2022. – №1. Т.1. – С. 130-135.
24. Москвитина Е.И. Проблема развития сферы развития малых предприятий в России // Science Time. – 2022. – № 11. – С. 248-250.
25. Наумов В.Н. Основы предпринимательской деятельности. Учебник. – М.: Инфра-М, 2022. – 313 с.
26. Поповиц В. Методы поддержки малого и среднего бизнеса // Консультант. – 2022. – № 23. – С. 67-69.
27. Фадеева Е.А., Маргарян А.А. Анализ современного состояния малых предприятий в России // Молодой ученый. – 2022. – №4. – С. 620-622.
28. Глобальный инновационный индекс – 2022 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/777572032.html.
29. Импортозамещение в России: востребованные ниши для бизнеса в 2022 году [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.business.ru/article/4087- 591 importozameshchenie-2022.
30. Инновация года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.innovaciagoda.ru/news/top/20220614_luchshie_proekty_i_resheniya_poluchili.php.
31. Малый и средний бизнес в России: что мы о нем знаем? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/8819341.
32. Правительство упростило механизм предоставления господдержки инновационным компаниям и предприятиям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru/docs/46871.
33. Санкции в отношении России и их последствия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sanktsii-v-otnoshenii-rf-i-ih-posledstviya.
34. Статистика и показатели предпринимательства в России в 2022 году - исследование по отраслям [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://f.partnerkin.com/blog/allinfo/izmenenie_v_biznes_sfere.
Интернет – ресурсы.
35. АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://corpmsp.ru.
36. АО «Российская венчурная компания» (АО «РВК») [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rvc.ru.
37. АО «Российский экспортный центр» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.exportcenter.ru.
38. Группа РОСНАНО [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rusnano.com.
39. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru.
40. Правительство России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://government.ru.
41. Президент России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru.
42. Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.rdif.ru.
43. Федеральная служба государственной статистики Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru.
44. Фонд содействия инновациям [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fasie.ru.
45. Фонд развития моногородов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nb-fund.ru.
46. Фонд развития промышленности (ФРП) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://frprf.ru.